Пергамент Рувим Самуилович
Творческое наследие Рувима Пергамента представлено различными жанрами и образами, соединяет естественную простоту обыденных человеческих проявлений и глубину их понимания. Композитору равно успешно удавалось воплотить всё это с максимальной искренностью, убедительностью и мастерством. Такое под силу только по-настоящему талантливому художнику. (Наталья Гродницкая)
Рувим Самуилович Пергамент родился 30 августа 1906 года в городе Петрозаводске. С ранних лет будущий композитор полюбил музыку. В детстве он обучался игре на скрипке. В 1914 году восьмилетнего мальчика родители отвезли в Петербургскую консерваторию, но трудности быта и жизни в огромном городе в годы первой мировой войны заставили через три года сделать перерыв в учёбе. Продолжена она была лишь в 1920 году.
С 1920 по 1926 год Пергамент учился в Петроградской (с 1924 г. – Ленинградской) консерватории по классу скрипки. Сочинять музыку Р. С. Пергамент начал ещё студентом, он писал тогда несложные музыкальные произведения лирического характера.
В 1926 году Пергамент возвращается в Петрозаводск, где выступает как скрипач, а затем работает дирижёром и заведующим музыкальной частью ряда театральных коллективов города. В этот период он начинает серьёзно изучать теорию, гармонию, музыкальные формы. Вскоре на театральных афишах Петрозаводска появляется имя Р. С. Пергамента как автора музыки к драматическим постановкам. К работам этого плана относится музыка к спектаклям «Девичье озеро» Д. Щеглова, «Делец» В. Газенклевера, «Поэма о топоре» Н. Погодина. Для Петрозаводского Театра рабочей молодёжи была также написана музыка оперетты «Весна комсомольская». Это была своеобразная проба сил в области композиции. Благожелательные отзывы печати, зрителей и поддержка товарищей музыкантов вселяли в душу Пергамента уверенность в правильности избранной им профессии.
Возможности молодого музыканта оказались очень востребованными. Это были годы становления музыкальной жизни города и республики новой эпохи, формирования профессиональных коллективов.
В начале 30-х годов Пергамент сблизился с сотрудником Карельского научно-исследовательского института Виктором Пантелеймоновичем Гудковым, известным фольклористом и музыкантом. Дружба с этим интересным человеком сыграла большую роль в творческой судьбе композитора, пробудила его интерес к карельскому, финскому и вепсскому народному песенному творчеству, помогла глубже понять самобытность и оригинальную неповторимость народного творчества Карелии, которое впоследствии становится основой музыкального языка лучших его сочинений.
В середине тридцатых годов благодаря совету В. П. Гудкова Р. С. Пергамент создаёт вокально-симфоническую поэму «Айно» на сюжет карело-финского эпоса «Калевала».
Исполнение нового произведения карельского композитора вызвало большой интерес у музыкальной общественности. «Айно» была включена в программу Всесоюзного радиофестиваля, который проводился в марте 1936 года. Симфоническая поэма «Айно» утвердила появление в республике программной симфонической музыки, она была первым крупным произведением национальной инструментальной музыки.
Подводя предварительные итоги радиофестиваля, газета «Известия» писала: «Исполненная в петрозаводском концерте симфоническая поэма «Айно», написанная композитором Пергаментом на темы народного эпоса «Калевала», является произведением художественно зрелым, законченным, большого творческого масштаба и высокой композиторской техники».
Аналогичную оценку поэма получила годом позже и у ленинградских слушателей. В марте 1937 года она была с успехом исполнена в концертах Декады карельского искусства в Ленинграде. «Айно» – прекрасная серьёзная вещь», – так отзывался о сочинении один из крупных советских музыковедов, профессор И. И. Соллертинский.
Симфоническая поэма «Айно» – начало профессиональной композиторской деятельности Пергамента.
Тёплый приём, оказанный общественностью симфонической поэме «Айно», решительно повлиял на дальнейшую творческую судьбу молодого автора. Отныне Р. Пергамент полностью посвящает себя работе в области композиции.
В 1937 году Р. Пергамент принимает активное участие в организации Союза советских композиторов в Карелии. Работой этого творческого объединения он, с вынужденным перерывом в военные годы, руководил 10 лет. Он так организовал работу союза, что она стала неотъемлемой частью общей жизни: о том, что делается в творческой организации, знали все интересующиеся, в периодической печати постоянно появлялись краткие сообщения о том, чем она живёт.
Ведя большую музыкально-общественную работу, Р. Пергамент продолжает много и упорно трудиться в области композиции. Он пишет для симфонического оркестра «Сюиту на карельские темы», ряд песен к радиопостановке по мотивам карельской народной сказки «Кумоха», которые впоследствии войдут в комическую оперу того же названия.
Работа над народной песней – важный этап в творческом становлении Р. Пергамента. Она явилась своеобразной лабораторией, в которой кристаллизовался и развивался индивидуальный композиторский стиль, успешно проводились активные поиски новых средств выразительности.
Обрабатывая народные песни, композитор не сковывал себя узкими задачами оранжировщика. Он стремился полнее раскрыть содержание песни, используя для этого возможности современной гармонии и ритмики. Поэтому многие его обработки выходили за рамки песенной миниатюры и становились самостоятельными, развёрнутыми музыкальными произведениями на народной основе. Таковы, например, обработки карельских народных песен «Мил дружочек», «Кабы мне девице быть» и финских «Весенняя», «Лебеди», «Иванов день», «Колокольчики», «Веники», «Пастушок» и др.
Профессионалы, слышавшие обработки песен Р. Пергамента, неизменно отмечали его тонкий вкус в отборе материала, умение постичь особенности и глубину напева, внимание к поэтическому тексту.
Обращение к этой работе не было случайностью в творческой биографии Р. Пергамента. Композитор отлично понимал, что, только глубоко вникнув в мелодический склад народной песни можно сделать свои произведения близкими и понятными широкому слушателю.
Во время Великой Отечественной войны и впервые послевоенные годы композитор создаёт целый ряд крупных произведений, посвящённых героизму советских людей. В самом начале войны им была написана песня на слова В. П. Гудкова «Победа будет за нами», а несколько позже завершает работу над крупным сочинением на слова М. Горького – симфонической поэмой для солистов, смешанного хора и оркестра «Песня о Соколе».
Крупной удачей композитора явилась созданная им впервые послевоенные годы «Поэма о девушках-партизанках» для женского хора и симфонического оркестра на слова карельского поэта Б. Шмидта. Произведение посвящено памяти славных дочерей карельского народа –Героев Советского Союза Анны Лисициной и Марии Мелентьевой. Это было одно из первых крупных произведений в карельской симфонической музыке на современную патриотическую тему. В обобщённых музыкальных образах оно рассказывает о боевом подвиге двух юных героинь.
Работа над «Поэмой о девушках партизанках» была серьёзным экзаменом для Р. Пергамента, взявшегося за воплощение в вокально-симфоническом произведении важной современной темы. Экзамен в целом оказался успешно выдержанным. Однако исключительная требовательность к себе и своему творчеству заставила композитора несколько лет спустя вернуться к этому сочинению. Редактируя поэму, он внёс существенные поправки как в мелодическую структуру, гармонию, инструментовку, так и в общее решение темы, чем заметно улучшил произведение.
С конца 1940-х годов одно за другим композитор создаёт много произведений разных жанров. В декабре 1948 года была показана коллегам и музыкальной общественности опера с рабочим названием «Илмаринен», замысел которой возник ещё в конце 1930-х годов. Итоговое её название - «Три брата» (либретто В. Гудкова). При обсуждении оперы коллеги высказывали много сомнений, а певцы, отмечая сложность вокальных партий, в основном, горячо приветствовали произведение.
Большой успех сопутствовал Р. Пергаменту в создании оратории «Обретённое счастье» на стихи А. Титова. Она была написана в 1952 году. Оратория представляет собой законченный вокально-симфонический цикл. Центральный образ её – мужественный и трудолюбивый карельский народ. Написав ораторию «Обретённое счастье», Р. Пергамент тем самым обогатил музыкальную культуру республики произведением, в котором правдиво и художественно ярко раскрывается главная тема советского искусства – тема созидательного труда народа.
Постоянно работая с фольклором Карелии, Р. Пергамент не раз обращал внимание на неповторимое своеобразие и свежесть вепсских народных мелодий. И вслед за ораторией «Обретённое счастье» композитор выносит на суд общественности своё новое сочинение «Вепсскую рапсодию».
Композитор использовал две вепсские народные песни: шуточную «Ту-ру-ру да ту-ру-ру» и лирическую «Чёрны брови да у милого». Пергаменту удалось передать дух подлинной народности, что способствовало рождению в карельской профессиональной музыке ещё одного симфонического произведения, которое отличается яркой национальной самобытностью, колоритным и свежим языком.
В эти же годы Пергамент пишет большое музыкальное произведение для детей – «Пионерскую сюиту» на слова Ю. Никоновой. Его привлекали детские стихи карельской поэтессы Ю. Никоновой, которые имели точного адресата, содержали в себе много поучительного, были отмечены разнообразием оттенков детского восприятия жизни и интересной формой. Работа над сочинением музыки шла с большим творческим вдохновением; результаты радовали и композитора и поэтессу.
В конце 1954 года в Петрозаводске состоялся третий пленум Союза композиторов республики. На нём и прозвучала впервые в исполнении женского хора и оркестра «Пионерская сюита» Р. Пергамента. Это был приятный сюрприз слушателю, которому сразу полюбилось необычайно светлое, полное детского обаяния произведение. Неоднократные исполнения сюиты по Всесоюзному и Карельскому радио снискали ей широкую популярность и известность у детей.
Наряду с успешной работой в области крупной формы, Р. Пергамент продолжает плодотворно трудиться и в других жанрах музыкального искусства. Он пишет музыку к драматическому спектаклю «Отверженные» по роману В. Гюго, а несколько позже создаёт музыкальное оформление спектаклей Государственного финского драматического театра «Бессмертные звёзды» Г. Гракова и А. Иванова и «Барабанщица» А. Салынского
На протяжении всей своей творческой деятельности в послевоенный период Р. Пергамент не прекращал работать над созданием произведений камерной музыки. Первым его заметным достижением в этом жанре явился фортепианный квинтет «Песни Заонежья». Положив в мелодическую основу сочинения подлинные песни Заонежья, композитор хотел сделать камерную музыку доступной и понятной широкому кругу слушателей. Аналогичным стремлением продиктованы и многие другие последующие камерные сочинения композитора, написанные оригинальным мелодическим языком и для необычных ансамблей – дуэтов, трио и квартетов кантеле в сочетании со смычковыми и духовыми инструментами симфонического оркестра. Как показывают циклы пьес для четырёх виолончелей, в своих камерных сочинениях композитор порой проводил интереснейшие поиски, используя опыт крупных мастеров советской музыки.
Заметное место в творчестве Пергамента занимала скрипка. Среди сочинений для скрипки: Концерт, созданный в 1949 году; концертные пьесы для скрипки и фортепиано, также написанные в конце 40-х годов – «Балетная сцена», «Интермеццо», «Каприччиозо»; четыре пьесы из «Северного альбома» (1950); очень интересный цикл – «Шесть пьес для трёх скрипок и фортепиано» (1958); четыре пьесы, сочинённые в 1960 году, - «Прелюд», «Вальс», «Романс», «Музыкальный момент». Сюита « Северный альбом» стала наиболее часто исполняемым опусом и звучит по сей день.
Значительную часть наследия композитора составляют его песни.. В Карелии хорошо известны песни « Студенческий вальс» (на слова А. Титова), «Карельский лес» ( слова М. Левитана, С. Фогельсона), «Ой ты Суна-река» (Слова Г. Кикинова). А песню «Лесная наша сторона» на стихи Алексея Титова в 50-е, 60-е годы знал каждый житель республики, она была позывными Карельского радио и обрела статус народной.
После образования в Петрозаводске Музыкально-драматического театра композитор приступает к работе над новой редакцией оперы «Кумоха», которую он начал писать ещё в 1944 году. 17 января 1959 года в Петрозаводском музыкально-драматическом театре состоялась премьера оперы (либретто В. Чехова и Н. Рубана). Её успех связан с именами известного режиссёра, народного артиста СССР Н. В. Смолича и мастера дирижёрского искусства, заслуженного артиста РСФСР и народного артиста КАССР И. Э. Шермана.
Мнение специалистов и общественности было единым: комическая опера Пергамента представляет собой большой шаг вперёд по пути создания национального музыкального театра и является первым в Карелии музыкальным произведением этого жанра.
Сюжет «Кумохи» необычайно прост. Он строится по мотивам карельских народных сказок и преданий. Центральный герой оперы – простой деревенский парень Онто, которого за озорство, острый язык и неутомимую энергию народ прозвал Кумохой. Кумоха, попадая в самые невероятные, запутанные положения, не только с достоинством выходит из них, но и оказывает неоценимую помощь своим односельчанам. Одурачив и наказав с помощью друзей притеснителей народа, Кумоха в конце концов находит и своё личное счастье. Народная правда торжествует над злом, произволом, корыстолюбием.
В столь непритязательном сюжете, уходящем в седую древность, Р. Пергамент увидел прекрасную возможность для создания острокомедийного музыкального произведения. Получился жизнерадостный, остроумный и поучительный спектакль, удачно раскрывающий черты национального характера.
Опера имела большой успех, очень тёплый приём оказала ей и Москва в дни Декады. Композитор был известен и как вдумчивый музыкальный критик, который выступал с публицистически острыми статьями и рецензиями на страницах местных газет и журналов.
Мир Пергамента никогда не замыкался только кругом собственных проблем. Это воплотилось во многих важных для музыкальной жизни делах. Без участия Пергамента нельзя представить себе историю рождения симфонического оркестра, он определял творческую атмосферу деятельности Республиканского радиокомитета, став в 1936 году его музыкальным руководителем, а затем возглавил Карельскую филармонию. Благодаря его немалым усилиям и энергии, в Сортавале уже после войны появился композиторский дом творчества, который очень полюбился творческим работникам всего Советского Союза. В 1940 году Пергамент был избран депутатом Верховного Совета Республики.
Заслуги Пергамента, кроме звания заслуженного деятеля искусств КФ ССР (1939), были отмечены тремя орденами «Знак почёта» и званием «Народный артист Карельской АССР» (1959).
О чём бы не писал Пергамент, он всегда стремился создать произведения, ярко отображающие мысли и чувства современников. В его творчестве покоряет самобытность мелодии, выразительность гармонического языка, богатство оркестровых красок и высокое профессиональное мастерство.
Р. Пергамент – композитор разностороннего и самобытного дарования. Пройдя сложный творческий путь, он по праву занял видное место в карельской профессиональной музыкальной культуре как один из её основоположников.