Национальная библиотека Республики Карелии
Ведет свою историю с 1833 г., когда по инициативе Олонецкого губернатора А.И.Яковлева было принято решение об открытии публичной библиотеки в Петрозаводске.
Нотные рукописи карельских композиторов и музыкантов, хранящиеся в Национальной библиотеке Республики Карелия, являются исторически значимыми документами, отражающими с помощью нотографии музыкально-культурное наследие края.
Коллекция библиотеки «Нотные рукописи карельских композиторов и музыкантов» – уникальное собрание нотных записей произведений композиторов и музыкантов края. В фонде представлены рукописи практически всех авторов, писавших музыку на карельской земле, независимо от того, сколько произведений они оставили потомкам. Безусловно, что произведения профессиональных композиторов наличествуют в коллекции в большем объеме, нежели произведения любителей-музыкантов, так называемых самодеятельных композиторов. Но и те, и другие занимают в послужном списке авторов музыкальных произведений достойное место.
Нотные рукописи карельских композиторов и музыкантов, хранящиеся в Национальной библиотеке Республики Карелия, являются исторически значимыми документами, отражающими с помощью нотографии музыкально-культурное наследие края.
Коллекция библиотеки «Нотные рукописи карельских композиторов и музыкантов» – уникальное собрание нотных записей произведений композиторов и музыкантов края. В фонде представлены рукописи практически всех авторов, писавших музыку на карельской земле, независимо от того, сколько произведений они оставили потомкам. Безусловно, что произведения профессиональных композиторов наличествуют в коллекции в большем объеме, нежели произведения любителей-музыкантов, так называемых самодеятельных композиторов. Но и те, и другие занимают в послужном списке авторов музыкальных произведений достойное место.
В коллекции, прежде всего, представлены произведения профессиональных композиторов Карелии, тех, кто стоял у колыбели карельской музыки (А.Голланда, Р.Пергамента, К.Раутио, Г.Синисало, М.Теплицкого) и тех, кто шел за ними (П.Козинского, Э.Патлаенко, Г.Вавилова, В.Кончакова, А.Репникова и др.).
Музыкальные сочинения авторов любительского направления в музыке также представлены в фонде (коллекции) рукописных нот НБ РК. Это рукописи таких авторов как А.Антышев, В.Шашкин, А.Лиханова, И.Левкин, К.Сузи.
Незначительную часть фонда (коллекции) представляют музыкальные произведения некарельских композиторов, обработанные, аранжированные, переложенные для исполнения на другом инструменте карельскими авторами.
В творчестве композиторов Карелии представлены практически все музыкальные жанры. В фонде рукописных нот собраны записи симфонических (симфонии, сюиты и т.д.), музыкально-сценических (оперы, балеты и т.д.) произведений, а также записи музыкальных произведений кантатно-ораториальных жанров. Дополняют общую жанровую картину – записи вокальных, хоровых и инструментальных произведений.
Далеко не все произведения профессиональных композиторов изданы. Абсолютно большая часть остается в рукописях, ценность которых при отсутствии печатного источника резко повышается, так как имеет место их однократное воспроизведение и, соответственно, мы имеем в наличии экземпляр, существующий в природе в единственном числе.
В 2008 году комиссией Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Республике Карелия (Управление «Россвязьохранкультуры») была проведена проверка состояния сохранности и условий хранения документов Архивного фонда РФ, по итогам которой составлен Акт и Предписание
№ П-10-05/0037 от 25.07.2008г. об обеспечении ведения учета документов Архивного фонда РФ, хранящихся в Национальной библиотеке РК.
Согласно данному Предписанию сотрудниками Национальной библиотеки Республики Карелия было проведено описание и научно-техническая обработка документов фонда «Коллекция нотных рукописей карельских композиторов и музыкантов» в соответствии с «Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях РАН» 2007 года и составлена опись. В основу систематизации дел описи положен тот же структурный принцип, принцип библиотечного учета (в порядке возрастания инвентарных номеров), что и при формировании фонда рукописных нот. В делах сохранена авторская систематизация документов.
Отдельные дела с нотными рукописями имеют в своем составе вложения различных материалов: тексты песен, программы концертов, рецензии на исполнение того или иного музыкального произведения, творческую биографию композитора, записки, фотографии и т.д.
По способу воспроизведения текста все архивные документы делятся на рукописи, выполненные собственноручно (автографы) и копии.
В коллекции представлены документы в виде копий, способ воспроизведения которых имеет следующие варианты: копия оригинала, выполненная на ксерокопировальном аппарате, на ротопринте, от руки (переписанная авторская копия или копия, выполненная переписчиком), в технике «компьютерный набор» (документ, выполненный в технике «компьютерный набор», может быть оригиналом, если он ранее не был выполнен от руки), машинописная копия (имеет место только в случае записи литературных текстов, но не нотографии).
Кроме того, в коллекции представлена следующая разновидность копий: авторская копия, имеющая статус оригинала. Например, рукопись композитора Б.Напреева. Автор данной рукописи, на титульном листе рукописи сделал собственноручную запись: «Копия. Прошу считать оригиналом», заверив это заявление личной подписью.
Визуально определить с максимальной точностью, каким способом воспользовался композитор при создании своей копии, не всегда представляется возможным.
Сегодня объем фонда нотных рукописей составляет 1361 единиц хранения. Самыми многочисленными по объему в фонде нотных рукописей Национальной библиотеки РК являются собрания композиторов А.И. Голланда (340 ед. хр.), Р.С. Пергамента — 134 ед. хр., Г.А. Вавилова — 121 ед. хр., Г.Н. Синисало — 104 ед. хр. и др.
Языковой состав коллекции: представлены в основном рукописи на русском языке, но встречаются и документы на карельском и иностранных языках: финском, немецком и латинском.
Формирование фонда (коллекции) нотных рукописей Национальной библиотеки РК началось в 70-е годы XX-го столетия. Инвентарная библиотечная книга содержит дату записи первого поступления рукописных нот – 1975 год.
Для сохранения в документальных источниках музыкального наследия края Министерством культуры РСФСР и Министерством культуры Карельской АССР были изданы приказы (№06-32 от 24 апреля 1970 г. и №212 28 декабря 1971 г.) о приобретении у карельских композиторов конкретных музыкальных произведений в государственную собственность для передачи на хранение в фонды Государственной публичной библиотеки, ныне Бюджетное учреждение «Национальная библиотека Республики Карелия».
Формирование коллекции в том виде, в каком она существует сейчас, происходило на протяжении длительного времени. Каждое поступление партии или единичного экземпляра рукописных нот проходило процедуру учета и обработки документов по правилам учета новых поступлений в библиотеку.
Согласно библиотечным правилам каждому вновь прибывшему документу присваивается порядковый (инвентарный) номер. До 1993 года коллекция рукописных нот имела свой отдельный инвентарный ряд и соответственно свою отдельную инвентарную книгу. С 1993 года, с момента появления в библиотеке электронной инвентарной книги, поступления нотных рукописей 1993 года и более поздних влились в общий инвентарный ряд.
Принцип библиотечного учета (в порядке возрастания инвентарных номеров) был положен в основу расположения документов внутри коллекции.
При формировании коллекции предпочтение данному варианту было отдано еще и потому, что на рукописных нотах отсутствует шифр документа. Наличие шифра — обязательное условие для обычного книжного документа. В случае с рукописями их инвентарный номер явился не только учетной единицей, но, и условно говоря, шифром документа, по которому можно легко найти местоположение рукописи на книжной полке.
Источниками поступлений рукописных нот в библиотеку являются Министерство культуры Республики Карелия и частные коллекции композиторов, дары композиторов библиотеке. Так, в фонде НБ РК хранится несколько рукописных нот, подаренных ей композитором Э.Н. Патлаенко. Среди общего количества поступлений рукописных нот процент поступлений в дар незначителен.
Крайние даты документов фонда (коллекции) — 1927-2011 гг. Самая «старая» или ранняя нотная рукопись, содержащаяся в коллекции, датируется 1927 годом и представляет собой запись музыкального произведения классика карельской музыки А.И.Голланда под названием «Обработка частушек Тверской и Московской губерний», самые последняя рукопись, созданная с помощью компьютерного набора, датируется 2011 годом - сборник камерной музыки для скрипки и фортепиано А.И.Рыжихина.
В рукописный фонд поступило значительное число недатированных рукописей. Среди общего количества дел в описи датировано 644, что составляет 47% от общего объема. На 718 единицах хранения дата документа отсутствует.
Рукописные ноты, поступившие в фонды НБ РК, находились в различном физическом состоянии. Часть рукописей, это касается документов, в которых композитор выбрал для записи информации графитовый карандаш, нуждалась в консервационных мероприятиях по их защите. Запись графитовым карандашом наиболее уязвима с точки зрения сохранности. Процент потери информации со временем в этом случае высок, так как при незначительном механическом воздействии на документ происходит утрата записи. Документы, содержащие записи графитовым карандашом, прошли процедуру реставрации по методу инкапсулирования в Федеральном Центре консервации библиотечных фондов (ФЦКБФ) при Российской национальной библиотеке (г. Санкт-Петербург).
Выдача пользователю на дом рукописных нот запрещена. Для обеспечения сохранности подлинников в НБ РК ведется работа по созданию фонда пользования. В состав фонда вошли: ксерокопии рукописных нот, копии в бумажном и электронном виде, полученные путем сканирования и цифровой фотосъемки, кроме того в библиотеке имеются официальные издания музыкальных произведений в типографском исполнении – аналоги музыкальных произведений в собственноручной нотной записи. В настоящее время количество копий нотных рукописей фонда пользования небольшое.
Чтобы удовлетворить читательский запрос, не нарушая правил архивного хранения фонда, в технологии обслуживания пользователей библиотеки предусмотрена процедура изготовления копии, преимущественно сканирования, и перевода полученного материала сначала в цифровой формат, а затем в бумажный вариант.
Научно-справочный аппарат к фонду нотных рукописей представлен следующим:
-
Картотека «Рукописные ноты карельских композиторов».
-
Электронный каталог НБ РК.
-
Инвентарная книга.
-
Опись «Коллекция нотных рукописей карельских композиторов и музыкантов» и предисловие к нему
-
Именной указатель к описи
-
Библиографический указатель «Рукописные ноты карельских композиторов и музыкантов» (Сост. О.П.Штурмина, Национальная библиотека Республики Карелия. - Петрозаводск, 2004. - 206 с.)