Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле»
Один из старейших национальных музыкальных коллективов, исполняющий музыку, песни и танцы народов Карелии.
Фонд нотных рукописей Национального ансамбля песни и танца «Кантеле» является культурным достоянием, а также значимым наследием народов Карелии, способствующим сохранению самобытных национальных традиций республики.
Отсчет истории ансамбля «Кантеле» официально ведется от 1936 года. В те же годы музыканты ансамбля начали создавать оригинальные произведения и различные обработки. Коллекция нотных рукописей появилась и до сих пор обновляется в результате необходимости формирования и пополнения репертуара ансамбля «Кантеле». Этим определяется содержание и специфика фонда.
Фонд нотных рукописей Национального ансамбля песни и танца «Кантеле» является культурным достоянием, а также значимым наследием народов Карелии, способствующим сохранению самобытных национальных традиций республики.
Отсчет истории ансамбля «Кантеле» официально ведется от 1936 года. В те же годы музыканты ансамбля начали создавать оригинальные произведения и различные обработки. Коллекция нотных рукописей появилась и до сих пор обновляется в результате необходимости формирования и пополнения репертуара ансамбля «Кантеле». Этим определяется содержание и специфика фонда.
На протяжении десятилетий рукописный фонд ансамбля формировался стихийно. В библиотеке ансамбля хранится собрание рукописных нот композиторов и музыкантов, в разные годы связанных с «Кантеле» творческими узами. Практически все композиторы Карелии в разное время внесли свой вклад в творческую историю ансамбля. Многие их них работали в качестве художественных руководителей, дирижеров. Среди авторов – основатели национальной композиторской школы республики – Карл Раутио, Гельмер Синисало, Рувим Пергамент, Абрам Голланд, Леопольд Теплицкий. Современные композиторы – Эдуард Патлаенко, Александр Белобородов, Вячеслав Кошелев, Геннадий Вавилов, Валентин Кончаков, Альбин Репников и мн. др.
Немалая часть произведений, обработок и аранжировок для ансамбля создана музыкантами, которые не были профессиональными композиторами. В их числе Анна Лиханова, Иван Левкин, Карл Сузи, работавшие в ансамбле «Кантеле» Максим Гаврилов, Людвиг Каргулев, Владимир Салоп, Лев Косинский, Альберт Антышев, Борис Константиновский, Сергей Стангрит, Александр Быкадоров. На сегодняшний день эту работу продолжают творческие руководители ансамбля: Вячеслав Иванов, Ирина Шишканова, Марина Устинова.
В фонде имеются также единичные рукописи основателя и первого художественного руководителя ансамбля, композитора и поэта, этнографа, фольклориста, ученого и журналиста, музыкально-общественного деятеля Виктора Пантелеймоновича Гудкова.
К сожалению, из рукописей предвоенных и военных лет сохранились единицы. Во время Великой Отечественной войны большинство нотных рукописей бесследно пропали. В дальнейшем музыканты ансамбля обратились к классической музыке профессиональных композиторов. В коллекции находятся обработки, аранжировки, переложения для разного рода составов исполнителей таких композиторов, как А. Алябьев («Танго»), Й. Брамс («Колыбельная», «Тихая ночь»), Людвиг ван Бетховен («Немецкие танцы», «Скерцо», «Андантино»), Ж. Бизе («Арлезианка», «Волчок»), Дж. Верди (хор «Тише, тише» из оперы «Риголетто», «Реквием»), Э. Вилла-Лобос (ария из «Бразильской бахианы», Vч.), М. Глинка («Венецианская ночь», «Мелодический вальс»), В. Гаврилин («Мама», «Шутка»), Г. Свиридов («Романс», «Покаянный стих»), Я. Сибелиус («Маленький вальс», «Песня матери»), А. Бабаджанян («Воспоминание», «Будь со мной»), и др. Одним из первых подобные переложения для хроматических кантеле начал делать Виктор Гудков, ставший автором проекта усовершенствованного кантеле в Республике Карелия. В рукописном фонде хранятся его переложения известной «Музыкальной табакерки» А. Лядова, «Кукушки» Л. Дакэна. В. Гудков делал свои переложения в нескольких вариантах, например, для двух, трех и четырех кантеле.
Разнообразна жанровая картина фонда, напрямую зависящая от специфики репертуара ансамбля. Большую часть коллекции составляют вокальные произведения (более 50%), сочинения и обработки сольных и ансамблевых произведений для щипковых инструментов (кантеле, йоухико) составляют около 5% от общего числа рукописей. Оставшуюся часть занимают сочинения, переложения и обработки для оркестра и хора ансамбля.
Рукописи вокально-хоровых сочинений и обработок представлены в виде клавиров и партитур, а также отдельных партий, приложенных к ним. Для обработок авторы использовали народные песни различных национальностей: в фонде имеются обработки карельских, пудожских, поморских, вепсских, финских, румынских, украинских, венгерских, шведских, и др. В основном авторы прибегали к песенным текстам на трех языках: русский, карельский и финский.
Объём рукописного фонда составляет 1707 единиц хранения (папок), каждая из которых занесена в инвентарную книгу рукописей и включает в себя от одного до шести музыкальных произведений. При этом остается значительный ряд неатрибутированных рукописей в приблизительном количестве около 1,5 тыс. листов.
Самыми многочисленными по объему в фонде нотных рукописей ансамбля «Кантеле» являются собрания таких композиторов, как Р. Пергамент (65 ед. хр.), К. Раутио. (59 ед. хр.), Зарицкий (55 ед. хр.), Г. Синисало (54 ед. хр.), С. Стангрит (46 ед. хр.), А. Голланд (44 ед. хр.), А. Быкадоров (44 ед. хр.), Л. Вишкарев (39 ед. хр.) и др.
Внутри коллекции единицы хранения располагаются в порядке возрастания инвентарных номеров. Каждому вновь прибывшему документу присваивается порядковый инвентарный номер.
Хронологические рамки коллекции рукописного фонда представляют собой внушительный, почти вековой объем. Самая ранняя рукопись датируется 1927 годом и представляет собой запись произведения К. Раутио (парафраз «Käki kukkuu»). В фонде нотных рукописей ансамбля «Кантеле» имеется немалое количество недатированных рукописей.
Ввиду частой смены специалистов, работающих с коллекцией, перевозами фонда во время ремонта здания ансамбля «Кантеле» пришлось столкнуться с неизбежными проблемами хранения и комплектования коллекции. На сегодняшний день все рукописи располагаются в специально отведенных папках и шкафах отдела наследия.
Рукописный фонд находится в различном физическом состоянии, но в большинстве случаев это удовлетворительное состояние. Часть рукописей выполнена графитовым карандашом, что является наиболее уязвимым методом фиксации с точки зрения сохранности. Авторы рукописей также использовали чернила черного и фиолетового, синего цветов, шариковые ручки.
Все хранящиеся в библиотеке ансамбля нотные автографы представляют собой авторские копии и предназначены исключительно для исполнения в ансамбле. Зачастую в рукописях можно встретить фрагменты внешних вмешательств в нотный текст, как то пометки авторов спустя некоторое время с момента создания рукописи, художественных руководителей, исполнителей в отдельных партиях и пр.
Рукописные ноты ансамбля «Кантеле» выдаются на руки артистам, художественным руководителям и концертмейстерам в виде ксерокопий, сделанных в здании ансамбля. Посторонним рукописи выдаются только в случае согласования данного вопроса с администрацией ансамбля и с представлением мотивации запроса. Также в отделе наследия ансамбля осуществляется перенос рукописей на электронные носители, а именно – набор в нотном редакторе. Данным образом на электронные носители переведено 97 единиц (папок), что составляет 5,7% от коллекции рукописей ансамбля «Кантеле».
Руководство Ансамбля предприняло попытку раскрыть рукописный фонд, сделать его доступным для исполнителей, педагогов и исследователей. В 2009 году вышел в свет первый выпуск сборника произведений композиторов Карелии «Умножать богатства наши…» из коллекции нотных рукописей национального ансамбля «Кантеле». Сборник состоит из двух разделов: оригинальные композиции (включены произведения В. Гудкова, К. Раутио, М. Гаврилова, Э. Патлаенко, В. Кошелева, А. Белобородова, С. Стангрита, В. Иванова и Р. Пергамента) и обработки А. Голланда, Б. Константиновского, Р. Пергамента, К. Раутио и Г. Синисало. В нём представлен широкий исторический диапазон музыкальных произведений, созданных в прошлом столетии более чем за полувековой период. В обоих разделах порядок произведений основан на принципе хронологии. При подготовке данного сборника к изданию необходимо было с учётом современного состояния источниковедения и текстологии решить ряд вопросов: тип издания, внешний облик и орфография музыкального текста, принцип формирования отдельных выпусков. Данное издание не является научным, текстологический комментарий в нём отсутствует. В будущем планируется издание последующих выпусков.
Систематическая работа по каталогизации и научному описанию нотных рукописей началась лишь в 2002 году. Научно-справочный аппарат к фонду нотных рукописей представлен тремя видами:
-
Инвентарная книга: содержит перечень рукописей, процедура учета формируется по индексному принципу.
-
Алфавитный каталог.
-
Систематический каталог. Включает в себя разделы: инструментальная музыка; музыка для постановок танца; музыка для щипковых инструментов; вокальные сочинения; песни камерные, массовые, народные; русские песни; финские песни; карельские песни; песни народов мира.
Частично перечень рукописной коллекции ансамбля «Кантеле» представлен в Библиографическом указателе «Рукописные ноты карельских композиторов и музыкантов» (Сост. О. П. Штурмина, Национальная библиотека Республики Карелия. – Петрозаводск, 2004. – 206 с.)
В будущем предстоит многоэтапная работа по описанию и исследованию рукописного фонда, с помощью которой можно будет представить во всей полноте ценность рукописного собрания, находящегося в библиотеке ансамбля «Кантеле».