Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова
Основана в 1967 году как «Петрозаводский филиал Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова».
Коллекция нотных рукописей преподавателей-композиторов и музыкантов Петрозаводской консерватории, хранящаяся в Научной библиотеке Консерватории, является документально и исторически значимым собранием фонда рукописей.
Коллекция отражает не только музыкальное наследие Карелии, но и способствует развитию высшего музыкального образования в республике и за ее пределами, пропаганде классического и народного музыкального искусства в обществе. Она является ценным собранием документов с точки зрения неповторимости, невозможности переиздания и бережной сохранности на бумажных носителях для истории и развития музыкального образования и искусства в крае.
Коллекция нотных рукописей преподавателей-композиторов и музыкантов Петрозаводской консерватории, хранящаяся в Научной библиотеке Консерватории, является документально и исторически значимым собранием фонда рукописей.
Коллекция отражает не только музыкальное наследие Карелии, но и способствует развитию высшего музыкального образования в республике и за ее пределами, пропаганде классического и народного музыкального искусства в обществе. Она является ценным собранием документов с точки зрения неповторимости, невозможности переиздания и бережной сохранности на бумажных носителях для истории и развития музыкального образования и искусства в крае.
Формирование Коллекции рукописных нот в Научной библиотеке консерватории берет свое начало в 1971 году (в соответствии с записью в Инвентарной книге № 1), когда в библиотеку поступила первая рукопись Щедрин Р. «Конек-горбунок» в обработке Соловьева В. А. (нынешнего ректора Консерватории).
В отличие от собраний рукописных нот, хранящихся в других библиотеках, документы для которых приобретались в государственную собственность для передачи на хранение в фонды, Коллекция рукописных нот Научной библиотеки - в большинстве своем - формировалась исключительно как «вторая половина нагрузки» преподавателей. Т. е. данные творческие труды преподавателей были обязательными для осуществления своей преподавательской и научной деятельности, и, соответственно, это и стало источником формирования и пополнения фонда рукописных нот.
Собрание рукописных нот Научной библиотеки составляют творческие труды таких композиторов и преподавателей Консерватории, как Цыков Борис Николаевич , Цыкова Нелли Григорьевна (доцент кафедры народных инструментов), Кошелев Вячеслав Константинович (композитор, доцент кафедры теории музыки и композиции, член Союза композиторов, Заслуженный деятель искусств РК), Воробьев Роман Федорович (Заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов, профессор кафедры, Заслуженный работник культуры Республики Карелия), Фартушный Виталий Петрович (Профессор по кафедре духовых и ударных инструментов, Заслуженный артист Карелии, Заслуженный деятель искусств Украины), Соловьев Владимир Александрович (ректор Консерватории, Заведующий кафедрой народных инструментов, профессор, Заслуженный артист Республики Карелия, Заслуженный деятель искусств России), Белобородов Александр Сергеевич (Профессор по кафедре теории музыки и композиции, Заслуженный деятель искусств РК и РФ, Почетный деятель Союза композиторов России), Вавилов Алексей Геннадьевич (Профессор, член Союза композиторов СССР, член Союза композиторов Республики Карелия), Напреев Борис Дмитриевич (Композитор, музыковед, педагог, Доктор искусствоведения, Профессор, Заслуженный деятель искусств Республики Карелии, Член союза композиторов Российской Федерации), Репников Альбин Леонидович (Композитор, преподаватель Петрозаводской консерватории), Мациевский Игорь Владимирович ( профессор по классу композиции и курсам органологии и музыкальной антропологии Петрозаводской государственной консерватории), Заозёрная Татьяна Сергеевна (Доцент кафедры струнных инструментов, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации), Зелинский Роман Федорович (композитор, музыковед, фольклорист. Заслуженный деятель искусств Республики Карелия, член Союза композиторов Республики Карелия), Калаберда Вячеслав Леонидович (Заведующий кафедрой музыки финно-угорских народов, профессор, Заслуженный деятель искусств России, Заслуженный деятель искусств Карелии), Патлаенко Эдуард Николаевич (композитор, профессор, Заслуженный деятель искусств КАССР, Член Союза композиторов, Кончаков Валентин Андреевич (Композитор, Заслуженный деятель искусств КАССР) и др. профессора и преподаватели Консерватории.
Но есть исключение – рукописные ноты из частной коллекции Бориса Николаевича Цыкова, о чем свидетельствует штамп «Из библиотеки Б. Н. Цыкова». Эти рукописи были переданы в Научную библиотеку консерватории после смерти музыканта и являются дарами.
Исследуя эту частную коллекцию, которая насчитывает 91 экземпляр рукописных нот, пришли к выводу, что меньшая часть рукописных нот коллекции является инструментовкой или переложениями самого Б. Н. Цыкова для Оркестра русских народных инструментов. В основном – как можно было бы предположить – формировалась описываемая частная библиотека из подарков друзей или соратников музыканта Цыкова. Но на каждой рукописи стоит штамп «Из библиотеки Б. Н. Цыкова».
Коллекцию нотных рукописей в большинстве документов представляют обработки, аранжировки, инструментовки и переложения карельскими композиторами произведений классической музыки некарельских композиторов (русских, зарубежных) для исполнения на других инструментах или ансамблями инструментов.
Основу рукописного нотного фонда составляют переложения и инструментовки:
- инструментовки и переложения для оркестра русских народных инструментов (ОРНИ);
- переложения для ансамблей ударных инструментов;
- переложения для ансамблей инструментов разного состава;
- переложения для духового оркестра;
- переложения для готово-выборного баяна и для ансамблей баянов;
- переложения для деревянных духовых и медных духовых инструментов;
- переложения для отдельных инструментов (блок-флейты, флейты-пикколо, трубы, тромбона, контрабаса, виолончели, домры, флейты, фагота, балалайки, саксофона) в сопровождении фортепиано
- - переложения для отдельных инструментов (готово-выборного баяна, альта, фагота, домры)
- - обработки вепских народных песен;
- - переложения для женского хора;
- - переложения для трех фортепиано.
Также в фонде рукописных нот хранятся собственные сочинения педагогов:
- для ансамблей ударных инструментов;
- для гобоя с оркестром;
- для тромбона и фортепиано;
- для кларнета;
- для фортепиано.
Объем фонда рукописных нот, хранящихся в Научной библиотеке Петрозаводской государственной консерватории (академии) им. А. К. Глазунова, насчитывает около 515 документов. В коллекцию входят труды 58 преподавателей Консерватории. Работы выполнены в период с 1960 по 2013 гг.
Большой объем переложений и обработок принадлежит Цыковой Н. Г. (37 названий), Воробьеву Р. Ф. (36 названий), Кошелеву В. К. (33 названия). Но коллекция рукописных нот Научной библиотеки, прежде всего, ценна собранием собственных сочинений таких композиторов, как: Напреев Б. Д., Патлаенко Э. Н., Белобородов А. С., Репников А. Л., Кончаков В. А., Абрамов Р. А.
Как уже говорилось выше, творческие труды композиторов – это так называемая «вторая половина нагрузки», и все эти работы остаются исключительно в рукописном виде.
Кроме того, ценность этого фонда определяется еще и тем, что предоставление доступа к фондам осуществляется только с письменного разрешения заведующего кафедрой на краткий период времени в читальном зале библиотеки. Выдача пользователю на дом рукописных нот запрещена.
Коллекция рукописных нот хранится в отдельных шкафах, допуск к месту хранения имеется только у библиотекарей. Работы хранятся в отдельных папках с пометой фамилии автора, соответственно, папки – в порядке алфавита композиторов, внутри папок – в алфавитном порядке названия произведения.
Формирование коллекции в том виде, в каком она существует сейчас, происходило на протяжении длительного времени. Каждое поступление партии или единичного экземпляра рукописных нот проходило процедуру учета и обработки документов по правилам учета новых поступлений в библиотеку.
Согласно библиотечным правилам каждому вновь прибывшему документу присваивается порядковый (инвентарный) номер. Коллекция рукописных нот не имеет своей инвентарной книги, поскольку «вторая половина нагрузки» в консерватории – это не только рукописные ноты. Все работы и труды по «второй половине нагрузки» поступают в библиотеку и записываются в единую инвентарную книгу. Сегодня это традиционный бумажный учет и необходимый электронный.
Научно-справочный аппарат к фонду нотных рукописей представлен Картотекой «Рукописные ноты», Инвентарной книгой и Описью «Коллекция рукописных нот»